Как правильно выбрать приемник домашнего кинотеатра: 5.1 против 7.1

Один вопрос, который часто задают в домашнем кинотеатре, заключается в том, лучше ли приемник для домашнего кинотеатра с 5.1 или 7.1 каналами.

Оказывается, что оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, в зависимости от того, какие компоненты источника вы используете, сколько динамиков вы хотите использовать, и каковы ваши личные предпочтения с точки зрения гибкости настройки.

5.1 Основы канала

5.1-канальные домашние кинотеатры были стандартом в течение двух десятилетий. Они обеспечивают превосходное качество прослушивания, особенно в небольших и средних по размеру комнатах. С точки зрения настройки канала / динамика типичный 5.1-канальный приемник обеспечивает:

  • Центральный канал, чтобы обеспечить опорную сцену для диалога или музыкального вокала.
  • Левый и правый фронтальные каналы для предоставления основной информации о саундтреке или для воспроизведения стереофонической музыки.
  • Левый и правый каналы объемного звучания для боковых и фронтальных задних эффектов движения из звуковых дорожек фильмов и окружающих звуков из музыкальных записей.
  • Канал сабвуфера, который обеспечивает экстремальные низкочастотные эффекты, такие как взрывы или низкие частоты в музыкальных выступлениях.

7.1 Основы канала

При попытке решить, подходит ли вам 5.1-канальный или 7.1-канальный ресивер для домашнего кинотеатра, есть несколько практических особенностей 7.1-канального ресивера, которые могут оказаться полезными, что вы, возможно, не рассмотрели.

Больше каналов: 7.1-канальная система включает в себя все элементы 5.1-канальной системы, но вместо того, чтобы объединять эффекты объемного звучания и тылового канала в два канала, 7.1-канальная система разделяет информацию объемного звучания и тылового канала на четыре канала. Другими словами, побочные звуковые эффекты и окружение направлены на левый и правый каналы объемного звучания, а задние звуковые эффекты и окружение направлены на два дополнительных задних или задних канала. В этой настройке динамики объемного звучания устанавливаются сбоку от позиции прослушивания, а задний или задний каналы располагаются позади слушателя.

Чтобы наглядно увидеть разницу между 5.1-канальным расположением колонок и 7.1-канальным расположением колонок, посмотрите отличную диаграмму, предоставленную Dolby Labs.

7.1-канальная среда прослушивания может добавить глубины ощущения объемного звучания, обеспечить более конкретное, направленное и расширенное звуковое поле, особенно для больших помещений.

Объемная гибкость звука: Хотя большинство DVD-дисков и дисков Blu-ray содержат 5.1-звуковые дорожки (а также некоторые, которые содержат 6.1-канальные звуковые дорожки), существует все большее количество звуковых дорожек Blu-ray, которые содержат 7.1-канальную информацию, будь то 7.1-канальная несжатая PCM, Dolby TrueHD, или DTS-HD Master Audio.

Если у вас есть 7.1-канальный ресивер с возможностью ввода и обработки звука через соединения HDMI (не только через сквозные соединения), вы можете воспользоваться некоторыми или всеми этими опциями объемного звука. Проверьте спецификации или руководство пользователя для каждого 7.1-канального приемника, который вы можете рассмотреть для получения более подробной информации о его звуковых возможностях HDMI.

Расширение объемного звука: Даже при воспроизведении стандартных DVD-дисков, если ваша звуковая дорожка DVD содержит только звуковые дорожки Dolby Digital или DTS 5.1 или, в некоторых случаях, звуковые дорожки DTS-ES 6.1 или Dolby Surround EX 6.1, вы можете расширить объемный звук до 7.1 с помощью Dolby Pro Logic Расширение IIx или другие доступные 7.1-канальные режимы объемного звучания DSP (цифровая обработка звука), которые могут быть доступны на вашем ресивере. Кроме того, эти добавленные режимы могут извлекать 7.1-канальное поле объемного звучания из 2-канального исходного материала, что позволяет вам слушать компакт-диски или другие стереоисточники в более полном формате объемного звучания.

Дополнительные параметры объемного звука: Другими расширениями объемного звука, которые могут использовать 7.1-канальные, являются Dolby Pro Logic IIz и Audyssey DSX. Однако вместо добавления двух задних громкоговорителей объемного звучания Dolby Pro Logic IIz и Audyssey DSX допускают добавление двух передних верхних громкоговорителей. Это обеспечивает дополнительную гибкость настройки колонок. Кроме того, Audyssey DSX также дает пользователям возможность при 7.1-канальной установке размещать установленные колонки между колонками объемного звучания и передними колонками вместо колонок верхнего уровня — эти колонки называются колонками с широким окружением.

Би-усилители: Другой вариант, который становится все более распространенным на 7.1-канальных приемниках, — это би-усиление. Если у вас есть динамики фронтального канала, которые имеют отдельные подключения динамиков для СЧ / ВЧ-динамиков и низкочастотных динамиков (я имею в виду не сабвуфер, а низкочастотные динамики в ваших передних громкоговорителях), некоторые 7.1-канальные приемники позволяют переназначить усилители на 6-м и 7-е каналы к вашим фронтальным каналам. Затем позволяет сохранить полную 5.1-канальную настройку, но, тем не менее, добавить два дополнительных канала усиления для фронтальных левой и правой колонок.

Используя отдельные подключения колонок для 6-го и 7-го каналов на двухполосных колонках, вы можете удвоить мощность, подаваемую на левый и правый фронтальные каналы. Ваши передние среднечастотные / высокочастотные динамики в конечном итоге выходят из основных каналов L / R, а низкочастотные громкоговорители вашего фронтального динамика работают от подключений 6-го и 7-го каналов Bi-amp.

Процедура для этого типа настройки объясняется и иллюстрируется в руководствах пользователя для многих 7.1-канальных приемников. Однако, как я упоминал ранее, хотя это становится все более распространенной функцией, но она не включена во все 7.1-канальные приемники.

Зона 2: В дополнение к Bi-amping, многие 7.1-канальные ресиверы для домашнего кинотеатра предлагают опцию с питанием для зоны 2.

Эта функция позволяет пользователям запускать традиционную 5.1-канальную настройку домашнего кинотеатра в вашей основной комнате, но вместо двухканального усиления передних динамиков или добавления двух дополнительных каналов объемного звучания позади позиции прослушивания вы можете использовать дополнительные два канала для Мощность колонок в другом месте (если вы не возражаете против набора длинных проводов колонок).

Кроме того, если вам нравится идея запуска второй зоны с питанием, но при этом все еще требуется полная 7.1-канальная настройка объемного звучания в вашей основной комнате, некоторые 7.1-канальные ресиверы могут разрешить это, но вы не можете сделать и то и другое одновременно. Другими словами, если вы включите 2-ю зону, когда используете основную зону, для основной зоны автоматически по умолчанию будет 5.1 каналов.

Все это означает, что во многих случаях, когда вы слушаете и смотрите свои DVD-диски с 5.1-канальным объемным звуком в своей главной комнате, кто-то еще может слушать CD (при условии, что к вашему ресиверу подключен отдельный проигрыватель компакт-дисков). в другой комнате, без отдельного CD-плеера и ресивера, в другой комнате — только динамики.

Кроме того, многие 7.1-канальные ресиверы для домашнего кинотеатра обеспечивают дополнительную гибкость при настройке и использовании дополнительных зон.

9.1 Каналы и дальше

По мере появления более сложных опций обработки объемного звука, таких как DTS Neo: X, которые могут увеличить количество каналов, которые могут быть воспроизведены или извлечены из исходного контента, производители повышают ставку на количество каналов, которые они могут втиснуть в дом. шасси театрального ресивера. При переходе на арену высококлассных домашних кинотеатров растет число приемников, которые теперь предлагают 9.1 / 9.2, и небольшое количество, которое даже предлагает варианты конфигурации каналов 11.1 / 11/2.

Однако, как и в случае с 7.1-канальными приемниками, от того, хотите ли вы 9 или более каналов, зависит то, чего вы хотите достичь в настройке домашнего кинотеатра. Как 9, так и 11-канальные ресиверы можно использовать для установки 9 или 11 колонок (плюс один или два сабвуфера) в комнате вашего домашнего кинотеатра. Это позволяет вам использовать преимущества систем обработки объемного звука, таких как DTS Neo: X.

9 или 11-канальный приемник также может обеспечить гибкость в плане назначения двух каналов для двухканального усиления фронтальных колонок или использования 2 или 4 каналов для создания двухканальных систем 2-й и / или 3-й зоны, которые по-прежнему могут получать питание и управление. основным приемником. Это все еще может оставить вас с 5.1 или 7.1 каналами для использования в вашей главной комнате домашнего кинотеатра.

Начиная с 2014 года, введение Dolby Atmos для домашнего кинотеатра внесло еще один поворот в параметры конфигурации канала / динамика для некоторых ресиверов домашнего кинотеатра. Этот формат объемного звука включает в себя выделенные вертикальные каналы, в результате чего появилось несколько новых опций конфигурации колонок, которые включают: 5.1.2, 5.1.4, 7.1.2, 7.1.4, 9.1.4 и другие. Первое число — это количество горизонтальных каналов, второе число — это сабвуфер, а третье — количество вертикальных каналов.

Auro 3D Audio — это еще один формат объемного звука, доступный на некоторых высококачественных ресиверах для домашнего кинотеатра, для которого требуется 9,1 или более каналов. Как минимум, этот формат объемного звучания требует двух слоев динамиков. Первый слой может быть традиционной 5.1-канальной компоновкой, но затем другой слой, расположенный над первым слоем, требует двух фронтальных и двух задних динамиков. Затем, чтобы завершить его, по возможности, один дополнительный громкоговоритель, установленный на потолке над основной зоной отдыха (которая называется каналом Голоса Бога (VOG)). Общее количество каналов достигает 10,1.

Кроме того, чтобы сделать вещи еще более сложными (хотя это предоставляет пользователю больше возможностей выбора), в 2015 году был представлен формат иммерсивного объемного звука DTS: X (не путать с DTS Neo: X), который не требуется конкретная схема расположения колонок, но она обеспечивает горизонтальные и вертикальные компоненты объемного звучания (она хорошо работает в тех же настройках колонок, которые используются Dolby Atmos).

Практическая реальность

Имейте в виду, что подавляющее большинство DVD, Blu-ray и любого окружающего звука, который вы будете получать из исходного контента, микшируются для 5.1-канального воспроизведения, а меньшее количество исходного контента микшируется для 6.1 или 7.1-канального воспроизведения. Это означает, что 5.1-канальный или 7.1-канальный приемник с декодированием и обработкой Dolby / DTS может легко заполнить счет (5.1-канальный приемник может разместить 6.1 или 7.1-канальный источник в 5.1-канальной среде).

При переходе на 9.1 или 11.1 канальный ресивер, если только он не поддерживает Dolby Atmos или DTS: X и если ваша акустическая система настроена как с горизонтальным и вертикальным отображением каналов, так и при воспроизведении контента в кодировке Dolby Atmos / DTS: X, ресивер на самом деле после обработка оригинальных 5.1, 6.1 или 7.1-канальных кодированных звуковых дорожек и размещение их в 9 или 11-канальной среде. Результаты могут быть весьма впечатляющими, в зависимости от качества исходного материала, но это не означает, что вы должны делать этот скачок. В конце концов, у многих нет места для всех этих дополнительных ораторов!

Нижняя линия

Чтобы поместить все это в перспективу, хороший 5.1-канальный приемник является идеальным вариантом, особенно для небольшой или средней комнаты в большинстве квартир и домов.

Однако, как только вы достигнете диапазона в 500 долларов и выше, производители все чаще обращают внимание на 7.1-канальные приемники. Кроме того, когда вы попадаете в ценовой диапазон 1300 долларов США, вы начинаете видеть приемники с 9,1 каналами. Эти приемники могут предоставить очень гибкие возможности настройки, поскольку вы расширяете потребности своей системы или имеете большую комнату для домашнего кинотеатра. Кстати, не беспокойтесь о проводах — вы всегда можете их спрятать или замаскировать.

С другой стороны, даже если вам не нужно использовать все возможности канала 7.1 (или 9.1) в настройках домашнего кинотеатра, эти приемники можно легко использовать в 5.1-канальной системе. Это освобождает оставшиеся два или четыре канала на некоторых приемниках для использования с двухканальным усилением или для запуска одной или нескольких двухканальных стерео систем 2-й зоны.

Ссылка на основную публикацию